Камчатка покоряет Владивосток

Камчатка покоряет Владивосток
Поделитесь этой записью с друзьями в социальных сетях. Кнопки "лайков" находятся слева (на ПК) и внизу (на коммуникаторах и планшетах).

С 1 по 8 апреля 2016 года в г. Владивостоке проходил Девятый международный конкурс молодых музыкантов-исполнителей «Музыкальный Владивосток»-2016. Камчатку представляла делегация, в состав которой вошли 14 студентов Камчатского колледжа искусств, 4 учащихся Детской музыкальной школы при колледже и 9 преподавателей и концертмейстеров. Ребята соревновались в номинациях «Солисты» и «Ансамбли». В результате упорной конкурсной борьбы все 18 участников стали обладателями титулов «Дипломант», «Лауреат» и высшей награды «ГРАН-ПРИ», завоевав первые, вторые, третьи и четвертые места, а также высшую ступень конкурса.

Конкурс…Странное понятие, от которого одних начинает лихорадить, другие категорически отрицают этот способ соревнования, как метод в педагогической работе. Так что такое конкурс на самом деле? Возможность творческого и профессионального роста участника? Или ненужная никому, раздражающая родителей, педагогов, организаторов ситуация, которую лучше избежать, чем тратить неимоверное количество сил и времени для сомнительного результата? До сих пор преподаватели спорят о необходимости участия детей в конкурсной борьбе. Одни утверждают, что конкурс необходим для качественного повышения исполнительского и педагогического мастерства, как самого юного музыканта, так и его преподавателя. Другие доказывают, что конкурсная подготовка отодвигает планомерное развитие ребенка, заменяя постепенный процесс становления музыканта дрессурой, нервными срывами и ни для кого незначащими наградами.

Своего рода точку в педагогических спорах поставило государство, включив в государственное задание для средних специальных учебных заведений пункт о необходимости участия студентов в конкурсах профессионального мастерства с обязательным условием получения как минимум 50% наград от количества участников, направленных учебным заведением на конкурс.

Желания спорить с государством у меня нет. Я законопослушный гражданин. Надо! Значит, будем выполнять государственное задание! Но порассуждать о некоторых наболевших вопросах этой злободневной темы мне бы хотелось.

Как преподаватель с более чем тридцатилетним стажем и постоянным участием в конкурсах различного ранга, от районных и краевых до всероссийских и международных,  всё же склоняюсь к тому мнению, что конкурсная борьба, подготовка к конкурсу дает ребенку огромное количество плюсов. В период подготовки к соревнованию учащийся тщательно прорабатывает то, что не всегда удается проработать в обычном учебном процессе, формирует психическую устойчивость к стрессовым ситуациям, улучшает профессиональные навыки: сценического мастерства, исполнительской выдержки, быстроты реакции в случае непредвиденных ситуациях. Эти качества, кстати, помогают юному человеку и в дальнейшем формировании себя, как личности. Понятно, что всё должно быть в меру. Должно быть и спокойное, постепенное развитие юного музыканта и стремительные, своего рода стрессовые ситуации, такие, как экзамены или участие в конкурсах. Причем, одно не должно превалировать над другим. И в этом проявляется мастерство преподавателя, поставившего цель воспитать достойного музыканта.

В последнее время появилось огромное множество музыкальных конкурсов, в которых юному исполнителю можно показать себя, поучиться у конкурентов.  Не секрет, что существуют конкурсы и фестивали, на которых награды заработать легко. И, зная это, многие преподаватели школ искусств пользуются такой возможностью – получить звание «Лауреат международного конкурса», тем более что награды высокого ранга позиционируют школу, как успешное учебное заведение. Но существуют конкурсы сложные по своей сути. Сложные по большому количеству ярких участников, в соревновании с которыми не так-то просто подняться на ступеньку пьедестала, сложные по профессиональным требованиям, предъявляемым к участникам конкурса. К таким, на мой взгляд, относятся наш краевой конкурс «Юные дарования Камчатки» и Владивостокский международный.

В конце марта этого года краевой конкурс юных музыкантов «Юные дарования Камчатки» выявил большое количество талантливой молодежи, вместе с тем обозначив ряд проблем, которых необходимо решать совместными усилиями, как преподавателей в сфере искусства и культуры, так и государственных чиновников. А именно:

-развитие баянного (и не только!) искусства