Особый взгляд фотохудожника

Особый взгляд фотохудожника

…Анастасия Ерохина, фотограф, руководитель студии «Светосила», неоднократный Лауреат различных фотоконкурсов, в этом году представила свои работы на персональной выставке «Дневник». Фотовыставка представляла особый  взгляд художника на события повседневной жизни. Неудивительно, что она привлекла внимание молодых посетителей. В результате беседы фотохудожника и гостьи выставки сложилось интервью, которое мы предлагаем вашему вниманию. Анастасия расскажет о своем видении фотоискусства, о том, что ждет фотографию в будущем, о некоторых запретах, которые настоящему фотохудожнику нельзя нарушать, и, конечно, о своей выставке.

– Анастасия, каковы, по вашему мнению, самые главные составляющие хорошей фотографии по-вашему?

Это эмоция (очень субъективное чувство), она может существовать даже без наличия человека на фотографии: в кадре может быть много цветов, изображение может быть очень размытое, но при этом оно будет содержать в себе эмоцию. Важно, чтобы фотография не просто передавала фактический вид объекта, а содержала мысль.  Фотография должна поднимать какую-то тему, рассказывать или говорить о чем-то философском, социальном, о насущных вопросах. Тогда снимок будет заинтересовывать фотографа и зрителя. Язык фотографии – это композиция, а у нее есть свои законы. В зависимости от того, как ты разместишь зоны внимания в кадре, будут возникать те или иные эмоции у зрителя. Сам объект, который вы снимаете, важен. Это не обязательно могут быть красивые объекты, но есть объекты фотогеничные и нефотогеничные. В фотографии очень важен свет – это то, на что фотограф должен обращать внимание в первую очередь. Фотографу важно уметь видеть свет не только когда он фотографирует, но и в повседневной жизни, это своеобразная тренировка. Важно постоянно фиксировать свое внимание на том, как работает свет в повседневной жизни, тогда ты будешь замечать это и во время съемки. Свет может многое: сделать лицо красивее, может изуродовать, может подчеркнуть, сделать акцент. Также одна из основ  хорошей фотографии – цвет. У каждого цвета свое значение. Мы реагируем на цвет психологически: контраст притягивает, делает снимок более динамичным, мягкий монохром создает ощущение спокойствия, умиротворения. Хорошая фотография складывается из множества деталей и внимательности фотографа.

– С чего нужно начинать человеку, который хочет хорошо снимать?

В первую очередь нужно начать учиться, нужно смотреть фотографии. Важно, чтобы у фотографа был большой кругозор с точки зрения визуальных образов: живопись, кино, эпизоды реальной жизни, современное искусство. Кроме визуальных искусств можно вдохновляться музыкой, литературой. Обязательно нужно изучить технику, но этого мало. Для того, чтобы получать фотографии «с душой» нужно не технические навыки, а умение насыщать образы. В результате у нас получатся фотографии с аллюзией на какие-то образы, что и создаст настроение. Как же так снять, чтобы фотография вышла за рамки информационной, чтобы она осталась и впоследствии эту фотографию использовали для раскрытия образа в широком его понимании? Чтобы выходить за рамки информационной фотографии, передающей сам факт события, нужно стараться поселить в себе эти образы. Каждый фотограф должен иметь в голове готовые «шаблоны», готовые визуальные решения. Если они есть в тебе, то ты можешь их комбинировать, что-то смешивать и тогда в голове будет складываться палитра образов. Насмотренность очень важна. Если фотограф не будет смотреть, что снимают другие, он будет вариться в собственном соку, а иногда это не очень хорошо.

– Вы любите путешествовать?

Да! Я люблю путешествовать, но выходит редко. Также за это время усилилось желание путешествовать. За два предыдущих года мне удалось проехать по Камчатке. Этой зимой я наконец-то побывала в Питере, но, конечно, хотелось бы выезжать чаще.

– Что для Вас есть в других городах такого, чего нет в нашем городе?

Ничего, на самом деле. Многие фотографы со мной часто спорят по этому поводу, но я считаю, что для фотографа не должно быть важно то, что в нашем городе мало эстетики в архитектуре. Фотограф в своих работах преобразовывает то пространство, которое он видит. Мы не создаем заново окружающий мир, но мы переносим сквозь сознание и преобразовываем пространство, окружающее нас. Можно делать хорошие фотографии везде, даже в нашем городе. Конечно, в самом Петропавловске мало мест, которые можно назвать атмосферными, но у нас есть места, которые сложно заметить сразу. В нашем городе нужно быть чуть-чуть внимательней, чем в других городах, чтобы найти красоту, созданную человеком. Чтобы увидеть что-то красивое, нужно вглядываться, благодаря этому и развивается внимание к деталям, поэтому и снимки получается интереснее. Я считаю, что наш город ничем не хуже других крупных городов страны, может, даже и лучше, так как он дает фотографу возможность совершенствовать свои навыки. Как говорят, если творческого человека ограничить, то он будет быстрее развиваться.

– Люди хорошо понимают, что Вам нужно в момент, когда Вы их фотографируете?

Я вообще не особо люблю постановочную фотографию, жесткую постановку. Но даже если это и постановка, то я стараюсь человека задействовать в кадре. Когда он разряжается, «распускается», то у человека наконец-то появляется нужное мне выражение лица. В этом плане мне не сильно приходится говорить людям, как им жить в кадре, главное – расслабить их, расположить к себе человека. На самом деле, человек лучше всего получается на снимке, когда он не ожидает съемки. В кадре должна быть жизнь и эмоция.

– Какое будущее у фотографии?

Я думаю, хорошее. Говорят, что сейчас появилось много фотографов, и это плохо. Многие фотографы-профессионалы начинают переживать, что останутся без работы. Такое уже было, в 19 веке, когда фотография только начинала развиваться. Фотографами могли быть только очень умные люди, которые разбирались в химии, оптике, в различных науках, потому что фотографы должны были сами делать растворы, материалы. А потом в конце XIX века Джордж Истман основал фирму Kodak, вместе с основанием этой фирмы появилось огромной количество людей, которые начали заниматься фотографией как любители. У Истмана был подход «фотография – это легко», каждый мог купить камеру, делать кадры в мини-лабораториях. Огромное количество любителей, в том числе женщин, начали этим заниматься. Профессионалы, естественно, были против. Однако именно любители создали фотографию художественную, которую мы сейчас имеем. Они начали нарушать законы, осознав, что это не есть плохо. Впоследствии профессионалы многое взяли у любителей. То же самое происходит  и сейчас. У каждого есть возможность носить камеру с собой. Другое дело, как ты будешь ее использовать. Большое количество любителей – это хорошо, потому что они будут двигать профессионалов. Сейчас у фотографа появляется возможность снимать там, где нельзя было снимать: под водой, в темноте, когда камера видит то, чего не видит глаз. Это очень здорово, ведь фотография идет в будущее. Нужно понимать, что не каждый, кто держит в руках камеру, сможет создавать качественную продукцию, которая будет привлекать внимание зрителя. Не у всех любителей это получается. А если и появится любитель, который это может, то это значит, что появился еще один профессионал!

– Как вы относитесь к заимствованию идей?

К заимствованию отношусь хорошо. Одно дело – плагиат, а другое дело заимствование. Здесь ты перерабатываешь идею, вносишь что-то свое. Мы живем в таком мире, где уже нет ничего нового. Извечные темы поднимались и раньше, они никогда не изменятся, и люди, конечно, меняются, но это все на новом витке спирали, в глобальном смысле. То есть в таком виде мы идею уж никак не воруем. Если ты чью-то идею переработал, подошел к ней с другой стороны, то в этом нет ничего плохого. Всегда нужно пытаться пользоваться чужими идеями, но всегда их перерабатывать, иначе ты будешь показывать одно и то же. Но и кардинального изменения ты не сможешь сейчас привнести.

– Какие ошибки бывают при съёмке?

При фотографировании мы стараемся убрать лишнее. Нужно верно выбрать правильные границы кадра, объект, цвет. Главное – не нахватать лишнего, избавиться от мусора. Не нужно стараться охватить все, надо стараться выделить только важные детали. Если ты снимаешь общий план, то ты должен убедиться, что все элементы «рифмуются» друг с другом, это композиция. Нельзя… Всё можно! Я считаю, что всё можно нарушать. Например, по законам фотографии нельзя располагать линии горизонта ровно по горизонтали, но есть фотограф, который на этом приеме снял целый цикл «Небо и земля». Правила фотографии – это нечто гибкое, и с помощью своей гибкости оно создает новые образы. Нужно знать, когда можно делать то, что запрещают правила фотографии. Хороший фотограф должен это уметь.

– Какие снимки получаются лучше – спонтанные или подготовленные?

У всех по-разному. Но я больше люблю спонтанность, хотя без постановки тоже никуда.

– Для вас фотография и журналистика – это части одного целого?

Я заканчивала факультет журналистики, и пошла туда для того, чтобы фотографией заниматься. Я понимала, что писать – это не мое, поэтому и ушла от этого дела. А сейчас я наконец-то могу фотографировать для СМИ. Это то, что я искала. А журналистика без фотографии сегодня никуда, конечно. Но сейчас фотографию может заменить видеоролик, некоторые информационные порталы используют именно такого типа визуальный материал. Но газета без фотографий – «слепая» газета. В ней обязательно должны быть фотографии. Плохо, что у нас сейчас умирает фотожурналистика. Редакции газет не хотят тратить деньги на штатного профессионала, поэтому их заменяют пишущие журналисты, а у них нет времени снимать, и они мыслят немного по-другому. Ты либо снимаешь, либо пишешь, это очень сложно совмещать. Редко встретишь снимающего и пишущего журналиста. Но редакции за пределами нашего региона большое внимание продолжают уделять фотокорреспондентам. Да, есть небольшой кризис в фотожурналистике, но, надеюсь, мы это перерастем, и мне кажется, что уже сейчас движение есть. Просто к этому нужно относиться серьезнее, если за этим будет следить редактор, искать не просто «кнопконажимателя», тогда и фотожурналистика будет расти и развиваться.

– Расскажите немного о своей выставке.

Это дневник, мои записи. Я больше визуал, и образы – это мое настроение. Каждая фотография – это часть моей жизни, это мое восприятие. Я старалась выбрать такие работы, которые дали бы зрителю возможность прочувствовать через снимок мое сознание, восприятие. Именно поэтому там много текста, ведь это часть дневника. Я считаю, что в современной фотографии нужно направлять зрителя для того, чтобы он тебя понял. Выставка представляет собой путешествие, ее нужно начинать смотреть по часовой стрелке, многие путают и идут против часовой. Если смотреть правильно, то можно проследить мое постепенное взросление. Фотографии так скомпонованы, что они идут не в хронологическом порядке. Но они построены в том порядке, который соответствует изменению моих взглядов на жизнь. У меня был такой период (два года), когда я изменила отношение к себе, к будущему, к людям, которые меня окружают. Я как будто проснулась. Я осознала, что я – девочка. Поняла, что отличаюсь от остальных, осознала, какое отношение хочу к себе, как хочу относиться к людям, начинаю понимать, как я хочу жить. Я постаралась выстроить фотографии так, чтобы проявилась эта мысль. Начинается все с поиска пути и заканчивается мыслью о том, что, возможно, искать-то не нужно, а жить надо этим моментом, потому что пока мы пытаемся найти, мы не живем, не делаем выбор. Я думаю, что на перепутье выбора я медлю, так как передо мной еще много возможностей, но проблема в том, что если ты будешь медлить, то все эти возможности не появятся, а постепенно будут исчезать, ты упустишь их. Выбор нужно делать, и выставка об этом. Необходимо выбирать, наслаждаться каждым моментом, грустным или радостным, каким бы он ни был, потому что все это составляет твою жизнь. Ты должен стараться мыслить позитивно. Выставка, может быть, грустная, но вывод должен быть воодушевляющим. Выставка называется «Дневник», и в ней много личного. Несмотря на то, что на фотографиях много незнакомцев, это все про меня, про мой взгляд.

– А что видит фотограф, чего не может уловить обычный человек?

Детали, свет. Он внимательней. Фотограф – это не тот, кто пытается охватить многое, он пытается внимательней посмотреть на мир.

– Какие снимки хотят люди?

Красивые (смеется). Если это коммерческая фотография, то я хочу на снимках выглядеть красиво, поэтому коммерческая портретная фотография должна льстить человеку. Поэтому коммерческие фотографы часто сталкиваются с тем, что нужно сделать человека на снимке или событие лучше, чем было на самом деле. Художественная фотография не всегда это делает. Художники-фотографы иногда делают образ чуть хуже, но потому, что у них свой взгляд, эмоцию посылают. А люди всегда ждут красоты, эстетики.

– Что влияет на ценность фотографии?

Время. Со временем фотография становится более ценной. Это сохранение мгновения. Фотограф всегда имеет дело с ушедшими минутами, поэтому говорят, что мы имеем дело со смертью, но не физической, а со смертью мгновений, секунд. Ценность фотографии в умении возвращать человеку старые эмоции, прожитые мгновения.

– А у вас есть какие-то запретные темы в вашей работе?

Я не люблю играть на чувствах. Очень просто снять бомжа или бабушку, которая просит милостыню, и этим вызвать жалость. Это очень просто, и на этих темах очень часто «выезжают». А зачем?.. Если ты хочешь поднять эту тему, то раскопай ее глубже, подойди к этой бабушке, познакомься, сходи к ней в гости, проведи с ней день. Сделай очерк об этом, тогда ты не будешь играть на чувствах, проходя мимо, тогда ты будешь работать с этим человеком, раскроешь его зрителю. Я не люблю, когда привлекают внимание к боли, к страданиям просто так.

– Вы верите в то, что при фотографировании проявляется душа?

Я считаю, что каждая фотография – это автопортрет. Я сделаю снимок девушки, и это будет мой взгляд на нее, отражение моего восприятия человека. Фото будет совмещать портрет девушки и мой автопортрет. Таким образом можно показать душу и раскрыть человека через фотографию. Единственное, что мы можем сделать­­ ­– это правильно «прочитать» человека. Но ты можешь показать, как ты его чувствуешь, как ты его видишь, и тогда, возможно, попасть в цель.

 

Беседовала:  Кристина Рогожинская
Редакторская правка: Ольга Водясова

Поделитесь этой записью с друзьями в социальных сетях. Кнопки "лайков" находятся слева (на ПК) и внизу (на коммуникаторах и планшетах).