Виват, оперетта!

Виват, оперетта!

Накануне начала гастролей звезд театра Московская оперетты поговорим о ее величестве…ОПЕРЕТТЕ!

Само слово «оперетта» итальянского происхождения и означает в буквальном переводе «маленькая опера». В современном понимании, это развлекательное представление лирического или комического характера; в музыкальной партитуре оперетты вокальные номера и танцы чередуются с оркестровыми фрагментами концертного типа.

Истоки оперетты уходят в глубь веков. Уже в экстатических античных мистериях в честь бога Диониса, которые считаются прообразом европейской драмы, можно выявить некоторые жанровые признаки оперетты: сочетание музыки с пантомимой, танцем, буффонадой, карнавалом и любовной интригой. Заметное влияние на общую эволюцию оперетты оказала греческая комедия, в частности пародийные комедии нравов Аристофана и Менандра, а также римская комедия Плавта и Теренция; затем комедийные персонажи в средневековых моралите, мистериях и мираклях. Еще в средние века в Европе странствующие артисты исполняли веселые куплеты и острые песенки, высмеивающие вельмож-аристократов и церковнослужителей. Их выступления сопровождались танцами и акробатическими номерами.

Вслед за возникновением серьезной оперы в 16-17 веке появился такие новые музыкально-театральные жанры, как интермеццо («Служанка-госпожа» (1733) Дж.Перголези) комедии-балеты (Ж.Б.Люлли) и водевили, ставившиеся в народных ярмарочных театрах. Водевилями называли увлекательные представления с музыкой и шутками. Главные их герои – простые люди – всегда побеждали глупых и порочных аристократов. Главной в водевиле была песня, которую легко запоминали и подхватывали зрители.

оффенбахОфициальным днем рождения оперетты считается 5 июля 1855 года, а местом рождения – Париж. «Отцом» французской оперетты, да и оперетты вообще, стал Жак Оффенбах (1819-1880), который в 1855 открыл свой собственный театр «Буфф-Паризьен», где осуществил постановку веселых спектаклей с музыкой, песенками, зажигательными танцами и остроумными диалогами. Первые оперетты Оффенбаха «Двое слепых», «Прекрасная Елена», «Орфей в аду» оказались очень современными, хотя и были написаны на мифические и сказочные сюжеты. Действующие лица в опереттах были хорошо знакомы зрителям. Они узнавали в героях своих современников. Содержание оперетт часто было пародийным. А музыка всегда веселой. В ней звучали песенки, марши, танцы. В оперетте в отличие от оперы здесь не только пели, но и говорили. Ж. Оффенбах написал свыше 100 оперетт, положив начало истории этого жанра.

штраусИстинное величие и блеск венской классической оперетты начинаются с Иоганна Штрауса. Он обладал феноменальным даром к созданию проникновенных, благородных мелодий. Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Жака Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором бессмертных вальсов (вальсы Штрауса уже тогда были известны и любимы всеми).

После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты — «Летучую мышь» Одно из самых знаменитых своих произведений Штраус создал за необычно короткие сроки. Оперетта была закончена Штраусом в 42 дня и вскоре стала воплощением обаяния, веселья и радости жизни в «доброй старой Вене».

Штраус вошел в историю музыки, как создатель Венской танцевальной оперетты. Новый стиль венской оперетты отличался большей романтичностью, склонностью к лирике, мечтательности. Кроме комической оперы и народной «буффонады», в венскую оперетту органично вписался и жанр Вальса. «Сказки Венского леса» – этот знаменитый вальс ,вышедший из под пера великого австрийского композитора, «Короля вальсов» -Иоганна Штрауса(сына),стал названием и основным местом действия одноименного музыкального спектакля. Венский лес… Удивительное, волшебное место на земле, где все пронизано музыкой Штрауса, где обитают герои его знаменитых оперетт, где можно встретить «Летучую мышь» и «Цыганского барона», где из шелеста листьев и щебета птиц рождается «Большой вальс». Здесь можно устроить «Карнавал в Риме» и провести «Ночь в Венеции», здесь царит веселье, слышен смех, а шутки и улыбки летают в воздухе, порхая в ритме самых очаровательных полек, галопов и маршей. У этой маленькой страны – есть повелитель – «Король вальса» Иоганн Штраус и есть преданные подданные – зрители, которые обожают оперетты маэстро. Австро-Венгрия, 19 век.. Молодые люди Катарина Вальдек и Эдвард фон Бликсен созданы друг для друга… но… увы, их пути расходятся…Заботливые родители Эдварда, прилагают неимоверные усилия, чтобы женить своего единственного сына, а рано овдовевший отец Катарины, в свою очередь ищет достойную пару своей обожаемой дочке, причем главное условие – у кандидата в мужья должен быть титул! Обе стороны приходят к взаимному согласию, но… как это бывает в жизни, одно неосторожное слово разрушает любую комбинацию, как морская вода песочный замок… Но, тем и прекрасен жанр оперетты, что какие бы бури не бушевали над головами влюбленных людей, в результате всего, чарующая музыка соединяет их сердца навсегда.

Оперетта начала XX века — это, конечно же Франц Легар. В основе творчества Легара – венгерские интонации и ритмы. Мелодии Легара легко запоминаются, отличаются проникновенностью, им свойственна “чувствительность”, они не выходят за рамки хорошего вкуса. Центральное место в опереттах Легара занимает вальс, однако, в отличие от светлой лирики вальсов классической венской оперетты, вальсы Легара характеризуются нервной пульсацией. Легар находил новые выразительные средства для своих оперетт, быстро осваивал новые танцы (по датам оперетт можно даже установить появление различных танцев в Европе).

Оперетта «Граф Люксембург» была написана Францем Легаром в 1909 году. В центре произведения – история молодого человека Рене Люксембурга, начинающего художника, единственное богатство которого – его графский титул. Богатый князь предлагает ему как будто выгодную сделку: жениться на неизвестной женщине, сразу же уехать под чужим именем и через три месяца развестись. За всё это граф получит 500 тыс. франков. Граф соглашается, его венчают тут же, в мастерской его приятеля, художника Бриссара. Между женихом и невестой ставят мольберт с большим полотном: они не должны видеть друг друга. Невеста Анжель Дидье – певица, которая должна стать графиней Люксембург, чтобы на ней мог жениться потом князь. Окончен обряд, новобрачные расстаются, так и не увидев друг друга…

В музыкальном отношении легаровское творчество – вершина жанра оперетты. По глубине, выразительности, мелодическому богатству Легар не имеет себе равных в оперетте; его произведения, особенно поздние, вполне сравнимы с лучшими образцами оперного искусства.

Музыка Имре Кальмана не имеет равных в оперетте по своей праздничности, «нарядности», отточенности мелодики и оркестровки. Интересно, что в детстве Имре Кальман хотел стать портным, потом учился на юриста, пробовал стать музыкальным классиком, писать оперы, сюиты, но известность получил, как великий мастер оперетты.
Пытаясь издать свои симфонии и в очередной раз получив отказ, Кальман сильно расстраивался: “Выходит, мои симфонии не нужны миру? Дело кончится тем, что я решусь на отчаянный шаг, возьму да и сочиню оперетту!” – с досады острил Имре и сам смеялся громче всех. Опуститься до оперетты! Однако обстоятельства сложились так, что вскоре Кальман “докатился” таки до оперетты. И мировую известность ему принесла именно оперетта.

Если есть на свете оперетты, которые можно с полным правом назвать классикой жанра, то к их числу без сомнения нужно отнести «Сильву». Правда, такое название произведение знаменитого венгра получило лишь в России. На родине же Кальмана оно именовалось вполне патриотично – «Королева чардаша». В основе сюжета, как почти во всех бессмертных произведениях искусства, любовь. На этот раз — любовь актрисы кабаре красавицы Сильвы к князю Эдвину. Неравный брак? Возможно ли это? Ответ на этот вопрос можно узнать, посетив этот праздник музыки, любви и красоты.

Вот уж не позавидуешь чужим богатствам и титулам, требующим за свое сохранение отречения от любви. По силам ли чувству, пусть самому великому, соперничать с прививаемым с детства чувством долга – долга перед своей страной, своим народом, своими предками, – может ли любовь на равных противостоять соблазнам разума, таким как верховная власть и купание в роскоши, и не оказаться, по итогам этого противостояния, побежденной? Эта диллема легла в основу сюжета еще одной знаменитой оперетты Имре Кальмана “Баядера”.

летучая мышьВ финале зададим еще один вопрос. Где в мире в наше время сохранились опереточные театры? Будапеште, Вена, Лейпциг, Варшава. Есть опереточные труппы в Германии и в США. И все. И несмотря на то, что в репертуаре европейских оперных театров классические оперетты не редкость, истинную популярность оперетта имеет именно в России. Количество театров, где классическая оперетта — Кальман, Легар, Штраус, реже Оффенбах — является основой репертуара, приближается к тридцати. По существу именно Россия ныне является основным, если не единственным хранителем жанра.

Ну что же, с 5 по 13 июля нас ждет праздник музыки, танца и любви! Насладимся общением с героями бессмертных сочинений в исполнении блестящего актерского состава Звезд театра Московская оперетта.

Поделитесь этой записью с друзьями в социальных сетях. Кнопки "лайков" находятся слева (на ПК) и внизу (на коммуникаторах и планшетах).